Новости

А флейта точно волшебная?

Известнейшую оперу показали в современном прочтении. Рассказываем, что из этого получилось.
15 сентября в Воронеже в рамках программы Платоновского фестиваля состоялся видеопоказ спектакля «Волшебная флейта» (с фестиваля Экс-ан-Провансе - 2014). Зрители увидели нетленную оперу австрийского гения В. А. Моцарта в постановке Голландской и Английской национальных опер. Художественный руководитель постановки — Саймон МакБёрни.

Саймон МакБёрни — знаменитый британский актер и режиссер, основатель театральной компании «Комплисите». Первым из британских деятелей театра был удостоен персональной программы на Авиньонском фестивале в 2012 году (фестиваль открылся «Мастером и Маргаритой»). В качестве актера снимался во многих фильмах, среди которых — «Вселенная Стивена Кинга», «Магия лунного света», «Джейн Эйр» и «Герцогиня».
Если, к примеру, Кэти Митчелл уделяет огромное внимание визуальной составляющей спектакля , то Саймон МакБёрни больше любит работать со звуками. Его театр отчасти можно назвать радио театром, и это свойство проявляется даже в опере, где, казалось бы, не совсем уместны вмешательства в музыкальный рисунок спектакля.

Да, действительно, при просмотре оперы в прочтении этого режиссера заметна увлеченность звуковыми эффектами. Особенно этот момент Саймон МакБёрни подчеркнул в сцене Папагено во втором действии. Прекрасная актерская игра, и эфемерное звучание челесты, изображающей колокольчики, роскошно дополняло композицию.
Технические возможности также отлично вписались в спектакль.
Использование проектора, эффект «театра теней» создали интересную деталь, без которой картинка казалась бы не такой фантастической.

Нельзя не упомянуть тот факт что исполнительский состав в постановке — это звезды французского фестиваля Экс-ан-Провансе. Это профессиональные актеры и певцы, вышедшие из этого фестиваля. В роли Тамино выступил Станислас де Барбейрак, Памину исполнила Мари Эриксмуэн, а Царицей ночи стала Катрин Левек. Вторая ария Царицы ночи «Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen» («В груди моей пылает жажда мести») звучала виртуозно, с блеском, и вызвала бурю эмоций у публики. Исполнение этой трудной в техническом и драматическом плане арии требует от певца диапазона в 2 октавы, подвижного лирического сопрано с достаточным весом и драмой, чтобы передать серьезность сцены.
Музыка Моцарта прозвучала в исполнении Фрайбургского барочного оркестра под управлением Пабло Эрас-Касадо.
В целом постановка довольно интересна, интересна в своем современном прочтении, ведь сюжет этого зингшпиля знаком и понятен практически всем, несмотря на место и время. Будь то наш Воронеж, франузская деревушка или Вена XVII века.
16 сентября / 2020

Автор текста: Диана Дубинина
Фотографии: Pascal Victor / artcompress