статьи

Монологи композиторов

Молодые композиторы из Воронежской области рассказывают о себе и делятся своей музыкой.
Текст: Андрей Гуров
Иллюстрация: Patrick Hendry
Академическая музыка по популярности явно уступает другим музыкальным жанрам. Она не попадает в чарты музыкальных площадок, а некоторые слушатели и вовсе считают её сложной, скучной и даже устаревшей.

Но тем не менее, академическая музыка продолжает существовать и развиваться в 21 веке. Только по официальным данным в России насчитывается более тысячи композиторов и музыковедов. В 40 регионах страны функционируют Молодежные отделения композиторов (МолОт), в которых начинающие авторы могут развивать своё творческое увлечение сочинять музыку.

Редакция «МУЗЫ» попросила молодых композиторов из Воронежской области рассказать о себе и своей музыке. Как и в других городах России, в Воронеже существует своё региональное молодежное композиторское отделение, а в местном доме композиторов ежегодно звучит новая авторская музыка.

Каждый монолог вы сможете прочесть под одним из сочинений композитора.
Фото — stevepb, pixabay
Анна Критская
Композитор, дирижёр
Утренний ветер: вы погрузитесь в состояние покоя, размышлений... Конец лета, и время всё расставит по своим местам.
Меня зовут Анна Критская. Однажды во мне родилось желание прикоснуться к клавишам фортепиано, и живёт это желание во мне и сегодня.

Мои первые композиции появились еще в музыкальной школе, однако полноценный интерес к сочинительству пробудился в более старшем возрасте. В какой-то момент мне стало понятно, что всё, чего я хочу от музыки — это сочинять и дойти в этом до определенного совершенства. Ведь абсолютно у каждого творца разная степень досягаемой высоты. Невозможно сравнить Пушкина и Блока, Мусоргского и Гайдна.

На сочинительство меня вдохновляла природа: перед глазами пробегали сменяющееся пейзажи, цепляло голубое небо по утрам, падающий снег и колышущаяся трава. Всё это хотелось отобразить в звуках. Хотелось подарить людям вокруг те картины, которые я вижу, и тот мир, который ощущает моя душа.

Я могу сказать одно — мне есть куда стремиться, многое нужно открыть для себя. Я работаю в разных жанрах: романс, хоровое творчество, камерный ансамбль.

Однажды музыка вдохновила меня, открыла мне разные грани этого сложного мира. И мне бы хотелось вдохновить на эти открытия других.
Диана Дубинина
Композитор, музыковед
Чакона: эта нежнейшая музыка переносит слушателя во времена Вивальди или Баха. Она буквально пронизана духом эпохи барокко.
Привет. Меня зовут Диана, и я композитор из Воронежа. Сейчас учусь в Институте искусств на музыковедческом отделении. Эта профессия привлекла меня тем, как по-особенному здесь учат относиться к музыке.

Вся музыка рождается из набора определенных компонентов. Представьте, как ребенок собирает конструктор. Блок за блоком, он пытается выстроить свою стройную и высокую башню, а если ему не нравится, он ломает её и строит заново, чтобы потом показать маме, папе или сестре: «Смотри, какая у меня красивая башня получилась!».

В работе композитора всё аналогично. Он трудится над созданием нового сочинения, пишет такт за тактом, не нравится — «ломает» и «строит» заново, пока не достигнет желаемого результата. Пока его творение не найдет место в сердце слушателя.

Мое знакомство с сочинительством музыки произошло в колледже с появлением дисциплины «Основы композиции». Там я написала свое первое произведение — пьесу для флейты и фортепиано «Весенняя мелодия».

Важный этап моего творчества — конкурс «Мы сами композиторы», после которого я решила писать только инструментальную музыку. Мой квартет для флейты и струнных был отмечен не только членами жюри, но и вызвал симпатию у публики.

С поступлением в институт мои занятия сочинительством не прекратились. Знаковым сочинением здесь стала «Чакона» для фортепиано. Композиция стала подарком на день рождения другу-музыканту.

К сожалению, пока что мои работы известны очень малому кругу слушателей, но я верю, что всё ещё впереди.
Андрей Гуров
Композитор, музыковед, пианист
Kiss: лирический герой испытывает бурю эмоций, и только поцелуй возлюбленной может остановить поток его сознания... Или не может?
Я родом из Карелии, по профессии пианист. На протяжении всего творческого пути я развивался и обучался в качестве музыканта-исполнителя, но меня никогда не покидало ощущение, что я занимаюсь чем-то не тем. Музыку я бросать однозначно не мог и не хотел, но и концертирующим исполнителем в будущем себя не видел.

Пытался что-то сочинять ещё в детстве. Более осознанные попытки начались на втором курсе музыкального колледжа. Тем не менее, всё было безуспешно: за четыре года учебы я не закончил ни одного сочинения. Брался за новые произведения, оставляя позади черновые зарисовки предыдущих работ. Сейчас понимаю, что мне не хватало усидчивости, а тогда казалось, что просто нет вдохновения.

На последнем курсе колледжа я работал над итоговым произведением, оценка по которому должна была пойти в мой диплом. Я больше не портил бумагу новыми набросками сочинений, но и закончить свою итоговую работу так и не смог. Мой педагог и наставник по предмету тогда сказал: «не всем дано быть композиторами». Он поставил мне четверку, но попросил всё-таки закончить это сочинение и показать ему.

Но я не закончил. Переехал из Карелии в Воронеж, поступил в Институт искусств. Новый город, новое окружение и безответная влюбленность — три компонента, которые «запустили» во мне моего внутреннего писаря. За 2020 год я выпустил пять музыкальных альбомов, написал несколько ансамблевых сочинений и романсов для голоса и фортепиано.
Анна Сазанова
Композитор, педагог детской школы искусств им. Л.И. Болдина
Элегия: музыка в память о друге-музыканте Михаиле Дюльдине. От непринятия трагедии, до светлых воспоминаний и попытки смириться с этим, жить и хранить светлую память о близком человеке.
Я родилась на юге, в Анапе. К семи годам моя семья переехала в город Лиски, где я пошла в первый класс как образовательной, так и музыкальной школы. В музыкальной школе я обучалась на вокальном отделении и отделении хорового дирижирования. Когда мне было лет восемь, регент Покровской церкви Б. И. Горячев обратил внимание на мои вокальные данные и пригласил петь в профессиональный церковный хор, певчей и солисткой которого я являюсь по сей день. Тогда же и случились мои первые попытки сочинять музыку.

В 2009 году я поступила в Воронежский музыкально-педагогический колледж. Здесь начались мои первые осознанные пробы пера. В этот период я любила в одиночестве прогуливаться по живописным местам города. Частенько бывала в театре оперы и балета, вечера проводила за чтением русской литературы и прослушиванием классической музыки. Все мои переживания от прочитанного, увиденного и услышанного, отображались в вечерних импровизациях за роялем в большом зале колледжа. Так родились первые фортепианные сочинения.

В 2018-2019 годах я служила регентом в Соборе Владимирской иконы Божьей Матери и руководила детской вокальной студии при соборе. Именно вокальная студия дала возможности для реализации новых музыкальных идей.

Впереди у меня много планов. Но для их реализации нужно много трудиться, ведь «Вдохновенье — эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых!» — как говорил наш дорогой Петр Ильич Чайковский.

Чтобы твоя музыка запала в душу слушателю и затронула его сердце в первую очередь нужно быть правдивым и искренним, а музыка должна выражать чувства, для которых не нужны слова, но которые хочется высказать. И ещё музыка необязательно должна быть сложной. Порой красота заключается именно в простоте. Но самое главное — музыка должна идти от сердца.
Екатерина Малофеева
Композитор, председатель молодежного отделения Союза композиторов Воронежской области
Вечерние дороги: романс изображает постоянное тихое «мерцание» чувств героя. На фоне спокойной созерцательности природы, океана и звезд, мы видим личную историю жизни и любви.
В детстве композиции предшествовала импровизация. Мои первые попытки сочинять музыку скорее были «импровизациями в свободной форме». Дедушка, известный ученый, Макеев Анатолий Моисеевич очень поддерживал меня и терпеливо слушал мои «концерты».

Человеком, который развил мою способность импровизировать, стала преподаватель фортепиано ДШИ № 8 им. А. Бабаджаняна Пенькова Людмила Ивановна. А уже на первом курсе Воронежской государственной академии искусств преподаватель и композитор Наталья Александровна Горобец увидела во мне способность к сочинению музыки и познакомила меня с Союзом композиторов. В конце первого курса с легкой руки Натальи Александровны я приняла участие в фестивале современной музыки «Созвучие» со своим произведением для камерно-инструментального ансамбля. Дальше было обучение композиции у выдающегося мастера Дмитрия Львовича Ушакова.

С 2015 года я являюсь председателем Молодежного отделения Воронежского Союза композиторов. МолОт занимается продвижением молодых композиторов и организацией концертов.

Ниша, в которой я чувствую себя комфортно — это камерное и камерно-вокальное творчество. Например, из недавних сочинений готовится к премьере цикл песен на стихи испанского поэта Федерико Лорки.

Параллельно с камерными сочинениями стараюсь осваивать крупную форму. 2019 год принес мне призовое место в конкурсе сочинений на стихи А. Платонова — мой романс «Вечерние дороги» занял 3-е место. Также важную часть моего творчества составляют песни для детей — уже пять лет я работаю с детским вокальным коллективом и стараюсь обогащать детский репертуар новыми, современными произведениями.
Пишете музыку или занимаетесь иным видом творчества? Воспользуйтесь связью с редакцией или пришлите свой рассказ о себе на почту gurov@muzajournal.ru, чтобы попасть в следующую подборку.